Легенда о невероятном воздействии на подсознание людей так называемого
25 кадра по-прежнему не угасает. Более того, этот миф занимает едва ли
не передовые позиции среди всевозможных вымыслов, которые человечество
столь тщательно лелеет и взращивает. При этом мало кому известно, что
истинный и единственный в некотором смысле родоначальник мифа о 25
кадре триумфально бежал, прихватив с собой отнюдь не мифические
миллионы, а современная наука опровергла его высокую эффективность
ровно 50 лет назад.
В последнее время куда ни глянь, везде чего-нибудь рекламируют.
Например, обучение английскому за 2 недели с помощью 25 кадра. Сколько
людей мучается, годами учит языки, усилия прикладывает, труд. А тут за
две недели – и ура. Конечно, жуликов надо разоблачать, и, как говорил
небезызвестный Сокол-Кружкин, «вор должен сидеть в тюрьме». Но с другой
стороны, если кто-то поверил в такое «щучье веление» – выучить язык за
две недели без приложения сил – и выложил денежки за кассету – не
поделом ли ему?
А еще чего ни включи – везде чем-то пугают. И в том числе ужасным
«зомбированием» путем внушения через 25 кадр всякого разного, от
рекламы и до того, за кого голосовать. Мне даже попадалась пугалка, в
которой говорилось, что какую-то жуть засунули в 25 кадр в
бухгалтерской программе 1С!
Но почему-то никто не поинтересуется, а как же действует этот эффект 25 кадра и существует ли это явление вообще?
История 25-го кадра начинается с 1957 года. Джеймс Вайкери провел в
кинотеатрах Нью-Джерси серию экспериментов. Во время демонстрации
кинофильма посредством дополнительного проектора в моменты смены кадра
дополнительно проецировались кадры рекламы. В кино кадры сменяются 24
раза в секунду, поэтому такой способ «дополнительной» проекции получил
название 25-го кадра. Эксперимент получил широкую огласку и был
запрещен законом. Запретный плод сладок и притягателен, поэтому
изобретение стали усовершенствовать и экспортировать.
Падкая на сенсации бульварная пресса радостно подхватила эту весть, и
пошло. Пресса и политики страшно озаботились таким ужасно эффективным
методом влияния на массы. Журналы для домохозяек массово пугались, а
резвые энтузиасты принялись строить планы.
Но тут – как всегда – вмешались эти неприятные ученые со своими нудными
вопросами и требованиями все проверить. Федеральная комиссия по
коммуникациям заслушала доклад о независимых экспериментах, которые
были проведены по всем правилам. Эксперименты показали, что никакого
эффекта НЕТ. Просто не существует.
На неком телешоу в течение получаса 352 раза вставлялось невидимое
глазу сообщение «позвони сейчас» и номер. Но никакого заметного
увеличения количества телефонных звонков зафиксировано не было. Вместо
этого телекомпания получила тонны писем, сообщающих о необъяснимых
позывах взять банку пива, сходить в туалет, сменить канал и т.д.
Настоящего сообщения НЕ ОТГАДАЛ НИКТО. И это при том, что зрители
знали, что им будет передаваться какая-то информация.
Этот самый известный и устрашающий пример воздействия на сознание
большой группы людей породил мифы, которые озвучиваются по телевизору,
созревают в газетах, журналах и книгах. Все единодушны во мнении: ни
доказать, ни опровергнуть сие чудо нельзя. В то же время, согласно
заявлениям печати, эксперты Всероссийского научно-исследовательского
института телевидения и радиовещания (ВНИИТР, г. Москва) утверждают,
что использование однокадровой вставки является стандартной методикой
психологического воздействия.
Изображение в кино действительно складывается из 24 кадров в секунду.
Что ж будет, если добавить еще один кадр и написать там пресловутое
«покупайте кока-колу»?
Действительно ли мы его не видим, а подсознание наше видит и тут же послушно реагирует?
Во-первых, 25-й кадр ВИДНО. Кто видел чудный старый фильм-пародию
«Призрак замка Моррисвилль», тот помнит время от времени появляющееся
на экране страшное лицо «призрака». Его видно, хотя это и 25 кадр.
Точно так же будет видно и призыв чего-то там покупать, поэтому никто в
кинофильмы пихать такую дребедень, конечно, не будет.
Во-вторых, чем бы такой показ рекламы и других каких призывов отличался
от простой рекламы и плакатов, которые мы миллионами видим вокруг себя
на улицах? Наш взгляд по тыще раз в день вырывает из окружающего
пейзажа плакаты «покупайте то-то» и «голосуйте за того-то», и как-то
наше сознание с этим справляется. У кого-то лучше, у кого хуже, но все
же мы ничем таким не «зомбируемся».
Наш мозг ежедневно и ежеминутно получает огромные объемы лишней
информации. Плакаты и реклама, номера автобусов и домов, узоры на
плитке тротуара и в изгибах ветвей, тысячи лиц и ситуаций, слоганы на
майках и таблицы на стенах «план эвакуации при пожаре». Подсознание
прекрасно все это отсеивает, а иначе было бы невозможно существовать.
Листая журнал или просматривая сайт, мы видим десятки заголовков и
отрывков текста, но выбираем только то, что нас интересует, и не
«зомбируемся» всем остальным.
Далее, в телевизионном изображении, а тем более на экране монитора
НИКАКИХ КАДРОВ НЕТ вообще. Ни первого, ни 25-го. На телеэкране
изображение формируется путем развертки непрерывно бегущего туда-сюда
луча, а на мониторе складывается из пикселей. Какие тут кадры? Никаких
кадров просто не существует. А уж тем более в программе 1С. Но ведь и в
это верят – наверное, вообще нет такой ахинеи, в которую бы некоторые
ретивые граждане не уверовали... А так как все они как нанятые твердят
«главное – это верить, и все сбудется», а во что верить – им,
собственно, неважно, то у них и от работы с 1С могут начаться ужасные
явления. И ведь железобетонное «ученые доказали» у них как-то отлично
совмещается с «наука вообще многого не знает» (это когда ученые
доказали обратное).
Аmerican Psychological Association продолжала исследования в течение
всего 1958 года, и все, абсолютно ВСЕ эксперименты закончились полным и
стопроцентным провалом. Вайкери отбивался, как мог, он отговаривался
тем, что влияние может быть лишь частичным, что оно действует только в
комплекте с обычной рекламой, что оно действует не на всех, а выборочно
и т.д.
В конце концов в том же 1958 году Вайкери снял со всех своих счетов
деньги (более 22 миллионов) и исчез. Обманутые компании все поняли, и
постарались замять дело, чтобы не позориться. Справка в патентном бюро
показала, что никто ничего такого и не патентовал никогда... А в 1962
году Вайкери все-таки нашли, и он признался, что выдумал все это, чтобы
привлечь к себе внимание и подзаработать. Надо сказать, ему это
удалось. Более того, нашли и кинотеатр, в котором проводился
легендарный опыт с кока-колой, и выяснилось, что там даже близко не
поместится 50 000 зрителей за 6 недель (длительность эксперимента
Вайкери), а владелец кинотеатра ничего не слыхал ни про какие опыты. То
есть знаменитого опыта с массовой закупкой зрителями кока-колы просто
не было, это ВЫДУМКА.
Однако, несмотря на то, что множество научных учреждений и
психологических ассоциаций все как один единогласно и без исключений
дали заключения о ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ какого-либо влияния 25 кадра на
человека, миф продолжает жить. 25-м кадром обещают учить языку,
излечивать от пьянства и курения, наркомании и чего угодно еще. За все
это они берут нехилую денежку и тоже не прогорают – настолько крепко
сидит в умах стремление во что бы то ни стало ВЕРИТЬ любому
НЕПОЗНАННОМУ, даже если это откровенная белиберда. Но волшебной формулы
«ученые доказали...» в комплекте с ореолом «непознанного» оказывается
достаточно – и жульничество неудавшегося рекламщика уже справило свой
полувековой юбилей.
Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем, как искажения.
В заключение сторонникам гипотезы «о воздействии 25-го кадра
непосредственно на подсознание» следует напомнить: подсознание –
область неясных, не вполне осознанных мыслей, чувств, представлений.
Подсознательный – значит, находящийся в подсознании, инстинктивный.
Получается, что 25-й кадр не работает? Работает, но только с того
момента, когда СМИ разносят очередную весть о массовом воздействии на
подсознание. Что является сущим мифом и откровенной манипуляцией
человеческого сознания. Не более того.
А более подробно о 25 кадре Вы можите прочитать на этом сайте.