Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о
Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще.
Тайна и романтика, с ним связанные, будоражили воображение. И
неспроста: легенда действительно очень поэтична.
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только
хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера - среди
без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры и сухогрузы.
Что случилось? Куда подевались? Любой моряк вам ответит, что все тут
очень просто и безысходно: они повстречались с "Летучим голландцем".
Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен. Был
он пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй Надежды его
корабль попал в сильный шторм .Команда без промедления начала
уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать бурю.
Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или иначе, но
мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало того: он поклялся
любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за судьбу корабля во власти
полоумного капитана, матросы вместе с пассажирами взбунтовались и
подняли восстание, возымев целью обезвредить безумца. Однако тот
оказался хитрее и поймал предводителя непокорных. Через пару секунд он
отправился на корм рыбам.
- С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, - прорычал
капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело
штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова
пустил в ход пистолет.
С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и
разрушение. С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится
на волнах. Команду свою проклятый Богом капитан набирает из
утопленников, причем чем поганее и мерзостнее были их деяния в жизни,
тем лучше. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает
верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись
его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.
"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"
Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию. Должно
быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую подоплеку. Однако
и реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.
Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой
шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие – Ван Страатеном, третьи
– просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла реальная
история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641
году. Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в
поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы
служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании. Разыгрался
шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило.
История закончилась плачевно. Однако и здесь не обошлось без
мифотворчества. Согласно легенде, упрямый капитан так хотел попасть на
восточную сторону мыса, что провозгласил: "Я попаду туда, даже если у
меня это займет время до самого конца света!" Дьявол даровал ему вечную
жизнь, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного
Кейптауна.
Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770
году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни.
Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном
порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом
поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на
медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в
плавающий остров с грудой скелетов на борту.
11 июля 1881 г. в судовом журнале фрегата военно-морского флота
Великобритании «Бакканте», который огибал мыс Доброй Надежды, появилась
запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец».
Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от
корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты,
снасти и паруса брига». На следующее утро впередсмотрящий, первым
заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть.
Позднее внезапно заболел и умер командир эскадры.
За последние 400 лет «Летучий голландец» видели много раз. Встречи с ним наиболее часто происходят южнее мыса Доброй Надежды.
Окрашенный в черный цвет и ярко освещенный, корабль всегда идет с гордо
поднятыми парусами, даже в самую свирепую погоду. Временами оттуда
раздается голос, но люди опытные не отвечают на вопросы таинственного
призрака, ибо знают: за этим обязательно последует несчастье. Некоторые
моряки убеждены, что достаточно просто посмотреть на корабль, чтобы
найти свою смерть при кораблекрушении.
Даже экипажи немецких подводных лодок в годы Второй мировой войны
испытывали страх перед «Голландцем», которого много раз видели к
востоку от Суэца. Адмирал Карл Дениц писал в своих донесениях в Берлин:
«Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного
флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с
фантомом».
Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из
представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года
британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в
качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб
принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V.
А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился
с мачты и расшибся насмерть.
Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что
легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года
его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских
купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем
писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из немецких
подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы прошлого
века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения
феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это мираж, возникающий
в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов.
Однако эта гипотеза себя не оправдала.
Корабли , идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, вовсе не редкость.
Ранним солнечным утром 1850 года судно "Морская птица" появилось у
побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт.
Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми парусами
к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна
подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Добравшиеся до
судна жители поселка были поражены: на судне не было ни одной живой
души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на
столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и
судовые документы = все было на месте. Из судового журнала стало
известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе.
Командовал кораблем капитан Джон Дарем.
Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: "Вышли на траверз рифа
Брентон". Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта.
Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла, рассказали, что рано
утром они видели парусник в море и капитан их приветствовал. Самое
тщательное расследование, проведенное полицией, не объяснило, почему и
куда пропали люди.
Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений исчезновения
команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. В
конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан и 14 матросов
которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об этом доложили
Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать из
порта корабль вместе с 23 членами экипажа. Судно отправилось в Тунис,
однако местного властителя успели предупредить, и он запретил пускать
корабль в порт. Команда решила вести парусник в Неаполь. Там его тоже
не приняли, опасаясь эпидемии. Не приняли корабль и во Франции, и в
Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.
Другое объяснение - инфразвук. Что мы о нем знаем? Инфразвук - это не
слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц).
При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают
поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек
мощность "голоса моря" достигает 3 Вт с каждого метра водной
поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук
мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия
которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги,
не редки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за
борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с
жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа
наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую
нагрузку...
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода "Пиккубен"
заметили трехмачтовый парусник "Эбий Эсс Харт". На его мачте развевался
сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что
все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те,
что еще не так сильно были тронуты тлением, были искажены ужасом.
Однако есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и только!
Люди подвержены болезням - это верно, но ведь и корабли дряхлеют и
долго не живут без каждодневного ухода.
В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода
"Джонсонс" поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с
трудом читались полустертые слова "Малборо". Паруса и мачты корабля
были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа
полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в
каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы вахтенного журнала
слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно.
Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания
взять судно- призрак на буксир, отметил на карте место встречи с
загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту
капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что
"Малборо" в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с
грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд.
Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник
видели 1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли.
Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло
быть, но факт оставался фактом.
Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто
знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может
быть, Летучий Голландец – всего лишь миф? Кто знает…
Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о
"Летучем голландце" забавным происшествием из недавнего прошлого.
В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами
морского прогулочного корабля был замечен старинный парусник с
порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках,
со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали
кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же вовсю щелкали
фотоаппаратами. На борту судна находился репортер одной популярной
газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации
в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной
фильм про... "Летучий голландец". При сильном порыве ветра лопнул трос,
удерживающий корабль у причала, и судно, переполненное статистами,
"поймав" ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с
"Летучим голландцем" заканчивается так же благополучно.